В марте 2015 года были внесены изменения в Земельный кодекс РФ. Это привело к изменениям в правоотношениях относительно земельных участков, предоставленных по договорам аренды для размещения нестационарных торговых объектов. О правовой работе, которая проводится в этой связи специалистами администрации Чайковского городского поселения, рассказывает первый заместитель главы города Михаил Новоселов.
- Михаил Александрович, что является основанием для расположения нестационарных торговых объектов?
- В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Постановлением горадминистрации данная схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Чайковское городское поселение» утверждена 31 октября 2016 года.
- Какие НТО считаются незаконными, как они выявляются?
После внесения изменений в законодательство в 2015 году специалисты администрации со всей ответственностью подошли к вопросу учета НТО на территории города. В течение 2016 года была проведена огромная работа: обследованы и инвентаризированы все существующие нестационарные торговые объекты, составлена схема их размещения. Кроме того, был сформирован список самовольно установленных и незаконно размещенных НТО.
В него вошли места размещения нестационарных торговых объектов не соответствующие требованиям законодательства. Например, размещенные на газонах, цветниках и прочих объектах озеленения, детских и спортивных площадках, площадках для отдыха, тротуарах; на остановочных пунктах городского пассажирского транспорта общего пользования и др.
- Какая работа проводится с НТО, размещенными с нарушением законности?
В соответствии Порядком выявления и демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории Чайковского городского поселения, утвержденного решением Думы Чайковского городского поселения от 15.09.2016 № 390 утвержден план-график демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории города. В настоящее время владельцы незаконно размещенных нестационарных торговых объектов в добровольном порядке демонтаж не произвели.
- В чем состоят сложности с демонтажом незаконно размещенных нестационарных торговых объектов? Можно ли надеяться на положительный результат этой работы?
В силу закона договоры аренды земельных участков, на которых расположены НТО, носят длительный характер. Для их расторжения, а потом и обоснованного демонтажа объектов, необходимо пройти все стадии судебных разбирательств, начиная с претензионного, досудебного порядка решения дел. Все это занимает значительное время. Данная работа велась на протяжении всего 2017 года, продолжается сейчас. Комитет по управлению имуществом горадминистрации в соответствии с условиями договоров аренды земельных участков, договоров на право размещения НТО, Гражданским кодексом РФ всем контрагентам, не вошедшим в схему размещения НТО, направил уведомления-требования о передаче участков по акту, проекты по соглашению расторжении договоров аренды, добровольном демонтаже НТО. Уточню, что принудительный демонтаж возможен лишь после вступления в законную силу решения суда и соблюдения установленных сроков. Несомненно, результат правовой работы с НТО будет положительным. Этот вопрос стоит на особом контроле главы городского поселения, специалисты администрации ведут по нему планомерную работу.
- Михаил Александрович, работа с незаконно размещенными нестационарными торговыми объектами ведется. Проводится ли контроль со стороны горадминистрации за незаконной торговлей алкогольной продукции в них?
Считаю, что такая работа должна вестись в тесном сотрудничестве с полицейскими. У муниципалитета нет полномочий по привлечению к ответственности, наложению штрафных санкций на нарушителей торговли или изъятию незаконной продукции. Мы проводим регулярные совместные рейды с органами МВД, устраиваем контрольные закупки. При неоднократно выявленных нарушениях администрация городского поселения имеет право расторгнуть договор с недобросовестными владельцами НТО, но, как говорилось ранее, это вопрос значительного времени.