Образование на дому

В конце мая во всех детских садах Чайковского проходят выпускные. А там лето и потом мальчишек и девчонок ждет школа, первый класс.

Однако как ни странно, не все педагоги считают, что школьное образование – это благо. На условиях анонимности одна из преподавателей чайковской школы Татьяна рассказала об идеях семейного образования, его плюсах и минусах. Своего сына-дошкольника она готовит к тому, что в школу ходить не надо будет. Хотя учиться он все же будет.

Есть идея!

- Татьяна, откуда у Вас появилась идея домашнего образования?

- Эта идея – итог моих размышлений о том, чему я должна научить своего ребенка до того, как отпустить его в самостоятельный путь. Не помню, как я на это вышла, но тогда я еще не имела никакого отношения к школе. В Интернете достаточно много информации об этом, я начала читать. Идеи обучения дома мне очень понравились. И сегодня все книги по домашнему обучению ребенка – это мои настольные книги.

Семейная форма обучения закреплена на законодательном уровне. Она предоставляет право родителям учить своих детей самостоятельно либо с помощью негосударственных школ, частных репетиторов.

Я, кстати, с подобной идеей в России не одинока, все больше и больше в Сети родители делятся своим опытом самостоятельного обучения своих детей. Хотя в Чайковском фанатов домашнего образования пока не нашла. Думаю, это связано со сменой мировоззрения. В советское время ребенок обязан был ходить в школу, и этот стереотип прочно обосновался в головах. Но жизнь идет вперед и надо успевать освоить не только школьный курс, но и выучить языки, позаниматься спортом, музыкой. Школа – это искусственно созданные группы, а общение по интересам – это совсем другое.

Тем более, что то же время, которое родители тратят на подготовку домашних заданий с ребенком они могут уделять просто обучению.

- В чем, на Ваш взгляд, плюсы домашнего обучения?

- Во-первых, это индивидуальный подход. Я сама вижу, в чем мой ребенок силен, а где его надо подтянуть, где заняться чем-то дополнительно. Я считаю, что если мы как родители уже прошли один раз школьную программу, освоить ее вместе с ребенком второй раз – вполне реально.

Кроме того, школы все-таки ориентированы на некий стандарт. Я не говорю, что это плохо, но дети все разные и в разном ритме усваивают информацию. Тянет ребенок школьную программу – с ним занимаются, на него обращают внимание. Не хочешь заниматься – занимайся сам, как хочешь!

Во-вторых, ребенок учится все делать самостоятельно. Я преподаю свой предмет ученикам средних и старших классов. Они не могут самостоятельно и творчески выполнить какие-то обширные проекты. Им надо, как в армии, дать конкретную и четкую инструкцию, руководство к действиям. Когда им даешь более абстрактное задание – проанализировать, сделать выводы, самостоятельно пройти урок – они начинают делать что угодно, но только не задание. И я вижу, что причины не в поведении, а в том, что дети не знают, что делать, как подойти к выполнению задания, совершенно теряются.

Кроме того я много про это читала, да и мои друзья- практики семейной формы образования это подтверждают - при нормальном домашнем обучении, правильном подходе и планировании в 12 лет ребенок переходит на самообразование, что собственно и является верхом мечтаний для любого родителя. У ребенка не возникает отторжения к учебе, он с удовольствием выполняет задания сам, готовится и сдает аттестации, родители наблюдают за процессом только со стороны.

Потому что для современных школьников образование – как кость в горле и что-то открыть лишний раз самостоятельно даже в рамках школьной программы – не заставишь.

- И в этом, на Ваш взгляд, вина именно школьного образования?

- Я считаю, что в этом повинно, прежде всего, начальное школьное образование. Здесь изначально не предусмотрено развитие творческого мышление, ему не дается более или менее широкого творческого коридора. Даже учебники современные спланированы так, что все написано, нужно лишь вставить слово. На мой взгляд, это не есть хорошо: вырастая, человек ждет «ценных указаний» всегда и везде, а установленные в головах «коридорчики» не дают возможности широко и творчески взглянуть на решение проблем.

- Какие еще плюсы домашнего образования?

- Конечно, это возможность заниматься обучением в том режиме и в том ритме, который комфортен Вам и ребенку.

По моим наблюдениям, далеко не всем детям подходит школьный режим, когда первый урок начинается в 8 утра. Дети в это время еще спят. Тем более что детей сейчас в 21.00 уже не уложишь, да и не все родители стремятся контролировать этот вопрос.

Кроме того в отличие от школы дети на домашнем обучении, если сильно увлечены, могут изучать один предмет весь день или даже целую неделю. Это не школьные 45-минутки, когда сначала математика, потом рисование, дальше физика с химией… Мозг просто не успевает за всем. С 8.30 до 15.00 в таком режиме активно участвовать в процессе на каждом уроке, вникать и впитывать, на мой взгляд, невозможно. Это даже не каждому взрослому под силу. И все это на протяжении 10 лучших лет, когда мозг максимально развивается и впитывает все, как губка.

За рамками

- Как вообще воспринимают эту идею в нашем городе?

- Негативных откликов много. Чаще всего люди говорят, что раз дети сидят дома, они вырастут маменькиными сынками, так как не происходит процесса социализации.

Я считаю, что это самый первый и самый глубокий стереотип, социализация идет из семьи, прежде всего. Родители не умеют общаться, ребенок будет иметь такие же проблемы. В школе дети большую часть времени находятся под авторитарным давлением учителя, общаться между сверстниками лишь на десятиминутках.

Да и общение сводится зачастую только к совместному участию в сетевых играх. Учась дома, высвобождается масса времени для секций, кружков, дополнительных занятий. Ребенок имеет возможность общаться со сверстниками, но уже имея общий интерес (спорт, музыку…), а не с собранными в случайном порядке ребятами в школьном классе.

А шанс вырастить маменькиного сынка, посещая школу, тоже достаточно велик. Не редкость, когда вместе с ребенком в школу ходит и мама.

- Как чайковские педагоги и учителя в России в целом реагируют на идею домашнего образования?

- В нашей школе многие учителя соглашаются с тем, что это хорошая, перспективная и эффективная идея. Но завуч, например, отозвалась об идее семейного образования резко негативно. Возможно, это связано с тем, что в России вопрос обучения дома еще не до конца урегулирован законодательно. У школы нет прочной основы для реализации таких идей.

Другой вопрос, что с момента принятия системы семейного образования на законодательном уровне, на таком обучении находилось ежегодно не более 3% детей школьного возраста.

- Почему такая маленькая цифра?

- Не могу говорить за всю страну, но в нашем городе большинство родителей рассуждают так: «Есть школа, зачем я буду этим заниматься». Давайте взглянем в глаза фактам: родителям работающим в плотном графике, удобно, когда образованием детей занимается школа.

Домашние технологии

- Как технологически выглядит процесс домашнего образования?

- Насколько мне это видится с высоты теории, со школой заключается договор, затем она выдает учебники, программу. То есть направление все равно может задать школа.

Но это не означает, что обучение будет идти в режиме школьных уроков. Делать то же самое и ждать другого результата бессмысленно. Я думаю, что то же самое природоведение можно изучать на улице. Русский язык – делать за чаем: попьем-поговорим. С моей точки зрения максимум вопросов русского языка закрываются чтением. Приобщите ребенка к чтению – и вопросы русского языка и литературы это закроет полностью. Программу математики начальных классов можно закрыть, считая все вокруг.

В более старших классах, возможно, не обойтись без репетиторов: не все родители готовы преподавать химию или физику.

Не более двух раз в год наравне с другими учениками проходишь аттестацию. И если возникают какие-то проблемы, то школа настоятельно предлагает ребенка вернуть в школу. Но сколько я читаю на эту тему, ни дети, ни родители после года-двух домашнего обучения не возвращаются. Потому что это свобода. Даже с точки зрения передвижения. У меня, например, нет в планах сидеть всю жизнь в Чайковском или даже в России, но при этом я бы хотела, чтобы ребенок получил российское образование. И для нас это выход.

В Китае у меня живет знакомая семья из Красноярска. Сын в этой семье с четвертого класса перешел на семейное образование в российской школе и параллельно учится в китайской школе. При этом родители совершенно не вникают в процесс обучения, он занимается этим сам.

- Уровень образования у домашних детей и школьников после сдачи экзаменов примерно одинаков?

- Как правило, выше. В первую очередь потому, что процесс учебы детям интересен, поэтому и усваивается, у них остается больше информации.

Я, конечно, понимаю, что отчасти моя задача как учителя заинтересовать и удержать внимание ученика. Но если с первоклашками сделать это достаточно просто, то учеников средних классов «зажечь» уже гораздо сложнее. А учить детей, которые не хотят учиться, еще сложнее.

У ребенка в этом возрасте дикое желание познавать мир, но в школе оно убивается рутиной, неинтересностью. Интересные уроки можно делать, но тогда учителя выгорят за

один-два года. Хотя такие учителя все же есть, но в основном это педагоги «старой школы».

- Одним из основных недостатков домашнего образования называют плохую социализацию детей? На Ваш взгляд, это так?

- Мне кажется, это неправда. Просто у ребенка меняются приоритеты: учеба уходит на второй план, а на первый выходит спорт, к примеру. И он идет общаться в другую группу детей, у которых есть общий спортивный интерес.



Информация:

Дети говорят

- Что приобретают дети от такого образования? С одной стороны, они становятся вне рамок общества…

- А зачем им эти рамки? Зачем это ярое послушание? На мой взгляд, так закладывается система воспитания людей, которыми потом удобно управлять.

Сам факт, что дети должны неподвижно сидеть целых 45 минут противоречит природе.

- Что Вам в ответ на ваши идеи говорят ученики?

- Десятиклассники писали на эту тему целое сочинение. И суть многих из них сводилась к тому, что школа не готовит детей к реальной жизни, не дает тех знаний, которые будут нужны. Девочка-отличница написала, что ей было бы интереснее учиться дома, посещая различные кружки при этом.

- К чему нужно готовиться родителям, которые задумываются о такой форме образования?

- Я думаю, что к сложностям. По крайней мере, на начальном этапе.

Важны два момента. Во-первых, осознание того, что ответственность за образование ребенка вам разделить не с кем, она полностью лежит на вас. Уже нельзя будет прийти в школу и сказать, что вы плохо учите. И эту работу нельзя будет выполнять от случая к случаю, это ежедневный кропотливый труд.

Во-вторых, важно найти подход к своему ребенку, суметь донести до него информацию.

Понятно, что на словах все желают замечательного будущего своим детям, но что вы готовы для этого сделать? 



Автор: Наталья Максимова
 
По теме
     28 марта на базе «Центра детского творчества» п. Уральский состоялся зональный этап X краевой олимпиады по истории, теории и практике дополнительного образования.
28 марта состоялось плановое заседание совета Пермского института (филиала) РЭУ им.
В итоге из-за мошенников у неё теперь кредит на 3,5 млн рублей.  Сотрудник одного из высших учебных заведений Прикамья заимела кредит на 3,5 миллионов рублей из-за хитрой схемы, по которой ее обманули телефонные мошенники.
V-Kurse.Ru
Фотография к материалу: Увлекли кунгурских школьников точной наукой - Газета Искра Нина Леонидовна Лобанова и Александра Александровна Погорелова «Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но и более тяжёлый и ответственный», - эти слова профессора,
Газета Искра
Нажмите, чтобы увеличить изображение brainsbattle10.jpg - Березниковский филиал ПНИПУ На прошлой неделе команды учащихся десятых и одиннадцатых классов из школ города приняли участие в интеллектуально-профориентационной игре «Мозгобитва», организованной Березниковским филиалом ПНИПУ.
Березниковский филиал ПНИПУ
Оперативная обстановка на территории Пермского края за сутки (28 марта 2024 года) - Министерство территориальной безопасности За истекшие сутки зарегистрированы следующие оперативные события: 1. По данным Главного управления МЧС России по Пермскому краю зарегистрировано 9 техногенных пожаров, на которых, к сожалению, травмирован 1 человек.
Министерство территориальной безопасности
«Кардиомаяк» собрал специалистов всего Верхнекамья - Министерство здравоохранения В рамках регулярной выездной работы, проводимой внештатными специалистами Министерства здравоохранения Пермского края, в Березниках проведен контроль качества оказания медицинской помощи пациентам с болезнями системы кровообращения.
Министерство здравоохранения
Частные медучреждения Прикамья готовы к организации доабортного консультирования - Министерство здравоохранения Вчера на базе Краевого перинатального центра Пермской краевой клинической больницы прошло совещание «Новые аспекты доабортного консультирования и репродуктивного здоровья населения Пермского края».
Министерство здравоохранения
Одна из улиц Мотовилихинского района будет носить имя Владимира Перепелицына - Министерство здравоохранения Общественный совет по топонимике г. Перми поддержал инициативу Городской клинической больницы №4 присвоить улице в одном из новых микрорайонов Мотовилихи имя хирурга Владимира Перепелицына (1946-2005).
Министерство здравоохранения
Выставка эскизов «Рерих и театр» - Библиотека им. А.М. Горького С 1 апреля Отдел литературы по искусству Горьковки приглашает читателей посетить выставку репродукций эскизов Н. К. Рериха «Рерих и театр»,
Библиотека им. А.М. Горького
1 - Новый Компаньон Афиша уикенда 29-31 марта Выставка-продажа «Участие» — новый для Центра городской культуры формат мероприятия, способ под непривычным углом взглянуть на пермскую художественную сцену.
Новый Компаньон
Художник, идущий своим Путём - NePerm.Ru Давид Габаташвили Это сочинение (внизу на фото) опубликовано в одной из газет, которая бережно хранится в музее школы  №2 им.
NePerm.Ru