День воспитателя и дошкольного работника попал в список официальных профессиональных праздников только в 2004 году. И вот много лет его отмечают и сами педагоги, и их воспитанники, и родители малышей-детсадовцев.
Дата праздника – 27 сентября – имеет под собой историческое обоснование. Именно в этот осенний день в далеком 1863 году был открыт первый на территории современной России детский сад. Располагался он на Васильевском острове, в Санкт-Петербурге, а автором и первым попечителем дошкольного учреждения стала Софья Люгебиль, жена выдающегося российского педагога, профессора Карла Люгебиля. Ее заведение принимало детей от 3 до 8 лет. В программе детсада были подвижные игры и конструирование.
День воспитателя – праздник нужный и правильный. Причем поздравлять в этот день принято не только воспитателей, а всех работников дошкольных учреждений – от заведующей и до нянечки. Ведь в процессе обучения принимают участие все работники детских садов, независимо от их должности и статуса. Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период в жизни ребенка, в этом возрасте формируется личность и закладываются основы здоровья. Благополучное детство и дальнейшая судьба каждого ребенка зависит от мудрости воспитателя, его терпения, внимания к внутреннему миру ребенка. С помощью своих воспитателей дошкольники познают секреты окружающего мира, учатся любить и беречь свою Родину.
Отсчет истории дошкольного образования на территории Чайковского района начался с 1929 года, когда была открыта первая детская площадка для детей в селе Фоки Уральской области Фокинского района. С 1932 года детская площадка была переведена в Управление Льнозавода и на его территории открылся первый детский сад.
Во время войны отделом образования были приняты меры для обеспечения бесперебойной работы школ по обучению и воспитанию детей, особенно эвакуированных. На территории района был организован детский дом в селе Альняш (директор З. И. Загоскина, И. А. Евсеев), в котором воспитывались 137 детей. В 1941 году в результате эвакуации семей из Ленинграда и Москвы возникла необходимость расширить здание детского сада в с. Фоки, которое посещало 55 детей.
В 1943 году в здании школы был размещен военный госпиталь, куда воспитанники детского сада с выступлениями приходили к раненым.
В 1956-1958 гг. были построены дошкольные учреждения в п. Буренка и с. Ольховка. В 60-е годы постепенно закладывался прочный фундамент для качественных изменений в образовании. Вместе с быстрым развитием города и района растет сеть дошкольных учреждений, в т. ч. специализированных, открытых предприятиями города. Большой вклад в разные периоды развития системы дошкольного образования внесли инспекторы-методисты Р. П. Хлебникова, Н. С. Астафьева, Л. П. Мигранова, Т. М. Мулина, Г. Н. Ширинкина.
Меняется время, меняются приоритеты, но вечными остаются ценности нашего общества. По-прежнему самым главным в дошкольном образовании является комфортность и безопасность пребывания ребенка в детском саду и создание максимальных условий для его развития согласно его склонностям и возможностям. Именно на решение этих задач направлены муниципальные и региональные проекты по дошкольному образованию.
Сегодня все детские сады реализуют современные образовательные программы дошкольного образования. Для развития детей создана богатая предметно-пространственная среда с современным интерактивным оборудованием.
Активно развиваются на нашей территории новые формы дошкольного образования – «Выездной воспитатель», службы ранней помощи, консультационные центры, группы кратковременного пребывания.
Одной из характерных черт современного образования является его работа в режиме развития. Согласно концепции федеральной целевой программы развития образования, одной из приоритетных задач является реализация мер популяризации среди детей научно-образовательной, практической и творческой деятельности, с целью выявления и поддержки одаренных детей, предоставления им возможности самосовершенствоваться и достигать определенного личностного роста.
Все дошкольные учреждения Чайковского района активно реализуют федеральные, региональные и муниципальные инновационные проекты:
- «Детский техномир»: познавательное развитие детей на основе технического конструирования;
- «3D-музей в детском саду»: социально-коммуникативное развитие детей;
- «Читаем ВМЕСТЕ»: приобщение родителей и детей к миру книги.
Одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Чайковского муниципального района является оказание ранней помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение всесторонней поддержки семей, их воспитывающих. Сегодня службы ранней помощи в детских садах оснащены современными технологиями коррекционной помощи детям раннего возраста с проблемами в развитии и их семьям.
Дошкольное образование в Чайковском районе сегодня – это 14 функционирующих дошкольных образовательных учреждений, 2 структурных подразделения в 2 городских школах, 11 структурных подразделений в 9 сельских школах, в которых воспитывается 7684 ребенка. Педагогический состав в дошкольных учреждениях – это 760 педагогов, творческих и амбициозных профессионалов (из них 343 человека имеют высшее образование),
Пользуясь случаем, дорогие мои коллеги, поздравляю вас с Днем воспитателя и всех дошкольных работников. Пусть каждый день нам открывает новые горизонты больших возможностей и великолепных идей, пусть наши дети всегда будут счастливы и веселы, пусть нам удается делать любое занятие и увлечение красочным и ярким, пусть каждый из вас будет по-настоящему счастлив, любим детьми и близкими.
заместитель начальника управления образования В. В. Неустроева